
Пока у нас обсуждают реформу КТЖ, Польша уже давно пустила частных игроков на рельсы — и теперь у них настоящая конкуренция не только в тарифах, но и в качестве услуг.
Что происходит в Польше?
— 100+ частных перевозчиков работают на одной инфраструктуре с госкомпанией PKP.
— Отдельный оператор инфраструктуры (PKP PLK) — никакого конфликта интересов.
— Отдельное агентство по доступу частных перевозчиков к инфраструктуре (лицензирование) и определения строительства новых участков жд дорог.
— Госкомпания больше не «монополия», а просто один из игроков, доля pkp cargo в общем объеме перевозок — около 29 процентов.
— Государство следит, но не душит: условия прозрачные, а доступ — равный.
Итог: выросла эффективность, обновился парк, снизились издержки, появилось больше маршрутов — даже в малые города.
Можно ли это повторить в Казахстане?
Можно. Но для этого мало лозунгов про реформу — нужна честная конкуренция, а не «игра с тенью».
Обсудим подробнее в следующем посте про технологию множественности частных перевозчиков на сети Польши.